17. Функции, содержащие знак модуля. Расстояние между точками

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

Функции, содержащие знак модуля

Модулем (абсолютной величиной) действительного числа а называется само это число а, если оно неотрицательно, и противоположное число (-а), если число а отрицательно.
При построении графиков функций, содержащих знак модуля, применяются те же приемы, что и при решении уравнений с модулем. Также при построении графика функции можно воспользоваться геометрическими преобразованиями.

Пример. Построить график функции y =|x|.
Первый способ.
Раскроем знак модуля согласно его определению: 
y = x при x ≥ 0, 
y = −x при x < 0. 
Таким образом, искомый график совпадает с графиком функции y = x при x ≥ 0 и с графиком функции y = −x при x < 0. Cтроим график.
Второй способ. 
Можно рассматривать функцию y = |x| как модуль функции y = x. Т.к. модуль не может принимать отрицательные значения, то график в верхней полуплоскости останется прежним, а график в  нижней полуплоскости отразится в верхнюю полуплоскость симметрично координатной оси ОХ.


Пример. Построить график функции  y=|x2-2x-3|.

Построим график функции у= x2-2x-3, после чего отразим часть графика, которая находится в нижней полуплоскости в верхнюю полуплоскость симметрично координатной оси ОХ.
1. Вершина параболы имеет координаты: х=1, у=-4.
2. Пересечение с осью ОХ: D=16, х1=3, x2=-1.
3. Пересечение с осью ОУ: у=-3.
4. Ветви параболы направлены вверх.

Пример. Построить график функции y = |x| − |2 − x| . 
Так как  знак модуля входит в два различных слагаемых, то его нужно "снимать" тем же методом, который применяется при решении уравнений и неравенств: 
Решим   x=0 и 2-х=0, х=2.
Рассмотрим значение функции на трех промежутках:
1. x≤0:       y=-x-2+x;     y=-2.
2. 0<x≤2:    y=x-2+x;      y=2x-2.
3. x>2:        y=x+2-x;     y=2.
Построим график функции:

Пример. Построить график функции y=x2-2|x|-3.

При х≤0 y=x2+2x-3.
При x>0 y=x2-2x-3.

Построим график функции y=x2+2x-3 и оставим только ту часть графика, где х≤0.
Построим график функции y=x2-2x-3 и оставим только ту часть графика, где х>0.




Расстояние между точками

Расстояние между двумя точками  A1(x1;y1) и A2(x2;y2) в прямоугольной системе координат выражается формулой:


Пример. Найти расстояние между точками А1(-2; 1) и А2(2; 3).


УПРАЖНЕНИЯ

1. Какие из уравнений задают функцию от х?
а) 1) y=5x2+x-1;  2) 4y2=2x+3;   3) |y|=3x;   4) x=y2+1.
б) 1) |y-1|=x;    2) x2=y2+9    3) 10,5y2=-2x;   4) y=-x2+4x-1.
Решение:
а) По определению функции  каждому значению х должно соответствовать единственное значение у. Следовательно, уравнение  y=5x2+x-1 задает функцию у от х.



2. а)  При каких значениях х значения функции y=|x-2| больше 3?
    б)  При каких значениях х значения функции y=|3-х| больше 4?

Решение:
а) Значение функции больше 3, т.е.y>3 и, следовательно|x|>3. 
Ответ: (-∞; -3) U (3; +∞).



3. а) Найдите количество корней уравнения |x|=2-x2, построив графики функций y=|x| и y=2-x2
    б) Найдите количество корней уравнения -|x|=x2-2, построив графики функций y=-|x| и y=x2-2.
Решение:
а) Построим графики функций y=|x| - функция модуля и y=2-x2- парабола.
 y=2-x2- ветви направлены вниз, вершина х0=0, у0=2.
Количество точек пересечения графиков данных функций - это количество корней уравнения.

Ответ: 2.



4. Найдите область определения функций:
Решение:
а) Т.к. функция содержит арифметический корень, то |x|-6≥0.
Решим это неравенство:
|x|-6≥0;
|x|≥6;
x≥6 или х≤-6.
Ответ: (-∞; -6) U (6; +∞).


5. Найдите площадь параллелограмма ABCD, если:
а) A(3; 2), В(1; -2), а точки С и D симметричны вершинам А и В относительно начала координат;
б) A(-4; 2), D(-1; -2), а точки С и D симметричны вершинам А и В относительно начала координат.
Решение:
а) Построим точки A(3; 2), В(1; -2). Точка С симметрична точке А относительно начала координат, следовательно С(-3; -2). Точка D симметрична точке B относительно начала координат, следовательно B(-1; 2). 
Построим параллелограмм:

Найдем  площадь параллелограмма: высоту умножим на сторону к которой она проведена.
S=4*4=16.
Ответ: 16



6. Найдите расстояние между точками А и В, если точка А - вершина параболы, а точка В - точка пересечения параболы с осью ОУ:
а) парабола  y=x2+2x-15;  б) парабола y=x2+4x-12.
Решение:
а) Найдем вершину параболы y=x2+2x-15:
х0=-2:2=-1;  у0=1-2-15=-16.
Точка А имеет координаты (-1; -16).
Точка В - точка пересечения параболы с осью ОУ, следовательно точка В имеет координаты (0; -15).
Найдем расстояние между точками А и В:



7. Найдите нули и промежутки знакопостоянства функции:
а) y=|3x-6|-4;   б) y=|2x-4|-3.
Решение:
7. а) y=|3x-6|-4.
Найдем нули функции:
|3x-6|-4=0;
|3x-6|=4;
3х-6=4  или  3х-6=-4

3х=10  или 3х=2
Найдем промежутки знакопостоянства функции:

Функция принимает положительные значения на промежутках (-∞; 2/3) U (3  1/3 ; +∞).
Функция принимает отрицательные значения на промежутке (2/3; 3 1/3).



8. Найдите область определения функции и постройте ее график:
Решение:
а) Найдем область определения функции:
|x-2|≠0
x≠2.   D=(-∞; 2)U(2; +∞).

Для построения графика данной функции упростим ее:
Построим график функции y=|x+2|на  области определения D=(-∞; 2)U(2; +∞).
Если х+2≥0, то у=х+2.
Если х+2≤0, то у=-х-2.
На промежутке (-∞; -2) строим график функции у=-х-2,  на промежутке (-2; +∞) строим график функции у=х+2.



9. Постройте график функции:
Решение:
Область определения выражения D=(-∞; -1)U(-1; +∞).
Разложим числитель на множители:
0,5х2-0,5х-1=0
D=0,25+2=2,25
x1=2,   x2=-1
0,5x2-0,5x-1=0,5(x-2)(x+1).

Рассмотрим х+1>0; x >-1:
Рассмотрим х+1<0; x <-1:
Построим график функции на области определения 



10. а) Изобразите на координатной плоскости фигуры, которые образуют точки с координатами (х; у), если координаты удовлетворяют условиям: 1≤|x|≤4,  2≤|y|≤3. Найдите сумму площадей полученных фигур.
     б) Изобразите на координатной плоскости фигуры, которые образуют точки с координатами (х; у), если координаты удовлетворяют условиям: 2≤|x|≤4,  1≤|y|≤5. Найдите сумму площадей полученных фигур.

Решение:
а) Из неравенства 1≤|x|≤4 следует, что |x|≤4 и |x|≥1. Значит -4≤х≤4 и х≤-1 или х ≥1.
Из неравенства 2≤|у|≤5 следует, что |у|≤5 и |у|≥2. Значит -5≤у≤5 и у≤-2 или у ≥2.
Обозначим на координатной плоскости решения данных неравенств:




На пересечении решений каждого из неравенств мы получили четыре прямоугольника S1, S2, S3, S4. Площадь фигур S1+S2+S3+S4 равна 4*3=12.
Ответ: 12.



11. Постройте график функции и укажите промежутки возрастания и убывания функции:
а) y=|x2-2x|;     б) y=|x2+4x|.
Решение:
а) y=|x2-2x|.  Построим график функции y=x2-2x и отразим часть графика, которая находится в нижней полуплоскости в верхнюю полуплоскость симметрично координатной оси ОХ.
График функции y=x2-2x - парабола. Вершина (1; -1). Нули функции: х=0; х=2.
Функция возрастает: [0; 1] U [2; +∞).
Функция убывает: (-∞; 0) U (1; 2).



 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ


1.Определите, проходит ли график функции y=|x-4|+2 через точки

а) А(1; 5);  б) В(1; -5).

2.  Найдите   расстояние между точками А и В, если:
а) А(-5; -4), В(2; 1);  б) А(-2; 1), В(2; 3).

3. Укажите область определения функции, заданной формулой:
4. Постройте график функции y=-x2+4|x|-6.

5. Найдите расстояние между точками пересечения прямой 2у-6х=9 с осями координат.

6. Найдите нули функции y=|2x-1|-2x2+5.

7. Найдите область определения функции:
8. Найдите количество корней уравнения |x-2|=х-0,25x2, построив графики функций y=|x-2| и y=х-0,25x2

9. Найдите  промежутки знакопостоянства функции:

10. Найдите, при каких значениях аргумента значения функции y=| x2-6x+1| меньше значений функции y=|x2-4|.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ